Романы японских писателей

Детективный жанр

Кониши Хиросада
Художники Японии. Хиросада

Если вы хотите знать, что заставляет людей смеяться – можете посмотреть шоу. Если вы хотите узнать, как они любят – можете послушать одну из их песен. Но если вы хотите знать, чего они боятся, прочитайте детективный роман.

Мы склонны ассоциировать этот жанр с Агатой Кристи и Шерлоком Холмсом, но на самом деле он так же стар, как и сам страх. В конце концов, что такое Царь Эдип, как не  ужасное признание того, что самое опасное – это наши собственные желания?

На протяжении веков различные страны и культуры создавали свои собственные детективные истории: вспомните американский нуар с его утомительными пейзажами, или жуткие преступления скандинавских серийных убийц. Я думаю, что самые откровенные современные детективные романы – японские. Они отражают страхи людей, культура которых предполагает полное владение собой.

Современный японский детектив

Современный японский детективный жанр начался с Эдогавы Ранпо, который родился в 1894 году. Хотя Ранпо писал до Второй мировой войны, он один из тех, кто создал темный, жестокий роман. В  гротескных, мрачных книгах Ранпо люди умирают в садомазохистских экспериментах или отравлены своими соседями. Он раскрывает самые неприглядные, уродливые стороны жизни страны – те, что лежат сразу за дверью безликого дома или офисного здания.

К концу 1960-х годов Япония снова стала сверхдержавой, нацией, которой можно восхищаться, но на этот раз достижения были технологическими и экономическими, а не милитаристскими. 

И все же в японской любви к детективной и криминальной литературе отражалась зависимость от западной культуры и кризиса идентичности. Жуткие излишества Ранпо исчезли, но люди не могли избавиться от смутного подозрения, что соседям нельзя доверять или что в каждом доме таится страшная тайна.

Авторы

Сегодня, наряду с Дзиро Акагавой, вероятно самым известным писателем в Японии, очень популярна Нацуо Кирино, чьи романы рассказывают о женщинах, работающих на унылых тяжелых работах в унылых серых пригородах; Кэйго Хигасино, который показывает реальную женщину, скрывающуюся за идеализированной домохозяйкой; и Миюки Миябэ, чьи детективы касаются  проблем среднего класса.  Сэйси Ёкомидзо, Сэйтё Мацумото, Сэйити Моримура – кроме нетривиальных сюжетов книги этих авторов привлекают ярким колоритом загадочной страны.

В романах современных японских писателей очень мало явного секса и еще меньше явной крови. Они могут показаться похожими на скандинавские. Однако в японских романах страх возникает не из-за внешнего  мира. Здесь ужас домашний, тихий и всегда знакомый.  Главный герой японского детективного романа не интересуется психологическим профилем убийцы; он заинтересован в том, чтобы раскрыть преступление. 

Для японцев страх – это то, что происходит, когда гражданин считает свои желания выше желаний общества. В большинстве скандинавских детективов нужен приезд иностранца, чтобы пробудить в гражданах худшие инстинкты; в японской художественной литературе извращение происходит само по себе, что тем более необъяснимо и страшно.

Япония долго жила в изоляции, без иностранного вмешательства. Может быть, именно поэтому японцы так сильно любят свой детективный жанр, и именно поэтому романы остаются такой яркой частью их культурной жизни.

А вспомнить историю нашей страны можно с героями детектива Ксении Комал “Я выбираю свет”.

Будем благодарны за отзыв о романе.

Автор поста – Рита, администратор сайта www.kseniakomal.ru

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.