Детективный жанр
Если вы хотите знать, что заставляет людей смеяться — можете посмотреть шоу. Если вы хотите узнать, как они любят — можете послушать одну из их песен. Но если вы хотите знать, чего они боятся, прочитайте детективный роман.
Мы склонны ассоциировать этот жанр с Агатой Кристи и Шерлоком Холмсом, но на самом деле он так же стар, как и сам страх. В конце концов, что такое Царь Эдип, как не ужасное признание того, что самое опасное — это наши собственные желания?
На протяжении веков различные страны и культуры создавали свои собственные детективные истории: вспомните американский нуар с его утомительными пейзажами, или жуткие преступления скандинавских серийных убийц. Я думаю, что самые откровенные современные детективные романы — японские. Они отражают страхи людей, культура которых предполагает полное владение собой.
Современный японский детектив
Современный японский детективный жанр начался с Эдогавы Ранпо, который родился в 1894 году. Хотя Ранпо писал до Второй мировой войны, он один из тех, кто создал темный, жестокий роман. В гротескных, мрачных книгах Ранпо люди умирают в садомазохистских экспериментах или отравлены своими соседями. Он раскрывает самые неприглядные, уродливые стороны жизни страны — те, что лежат сразу за дверью безликого дома или офисного здания.
К концу 1960-х годов Япония снова стала сверхдержавой, нацией, которой можно восхищаться, но на этот раз достижения были технологическими и экономическими, а не милитаристскими.
И все же в японской любви к детективной и криминальной литературе отражалась зависимость от западной культуры и кризиса идентичности. Жуткие излишества Ранпо исчезли, но люди не могли избавиться от смутного подозрения, что соседям нельзя доверять или что в каждом доме таится страшная тайна.
Авторы
Сегодня, наряду с Дзиро Акагавой, вероятно самым известным писателем в Японии, очень популярна Нацуо Кирино, чьи романы рассказывают о женщинах, работающих на унылых тяжелых работах в унылых серых пригородах; Кэйго Хигасино, который показывает реальную женщину, скрывающуюся за идеализированной домохозяйкой; и Миюки Миябэ, чьи детективы касаются проблем среднего класса. Сэйси Ёкомидзо, Сэйтё Мацумото, Сэйити Моримура — кроме нетривиальных сюжетов книги этих авторов привлекают ярким колоритом загадочной страны.
В романах современных японских писателей очень мало явного секса и еще меньше явной крови. Они могут показаться похожими на скандинавские. Однако в японских романах страх возникает не из-за внешнего мира. Здесь ужас домашний, тихий и всегда знакомый. Главный герой японского детективного романа не интересуется психологическим профилем убийцы; он заинтересован в том, чтобы раскрыть преступление.
Для японцев страх — это то, что происходит, когда гражданин считает свои желания выше желаний общества. В большинстве скандинавских детективов нужен приезд иностранца, чтобы пробудить в гражданах худшие инстинкты; в японской художественной литературе извращение происходит само по себе, что тем более необъяснимо и страшно.
Япония долго жила в изоляции, без иностранного вмешательства. Может быть, именно поэтому японцы так сильно любят свой детективный жанр, и именно поэтому романы остаются такой яркой частью их культурной жизни.
А вспомнить историю нашей страны можно с героями детектива Ксении Комал «Я выбираю свет».
Будем благодарны за отзыв о романе.
Автор поста — Рита, администратор сайта www.kseniakomal.ru
Благодаря вашей статье заинтересовали авторы, которые пишут с социальным уклоном. Четверых возьму в список чтения. Таки у японцев своеобразная мораль — вроде, во многом похожа, а когда ставится вопрос ребром, заходит речь о справедливости, преступлении и наказании, логика кажется необъяснимой… Спасибо за литературную наводку, буду изучать загадочный восток.