Романы японских писателей

Детективный жанр

Кониши Хиросада
Художники Японии. Хиросада

Если вы хотите знать, что заставляет людей смеяться — можете посмотреть шоу. Если вы хотите узнать, как они любят — можете послушать одну из их песен. Но если вы хотите знать, чего они боятся, прочитайте детективный роман.

Мы склонны ассоциировать этот жанр с Агатой Кристи и Шерлоком Холмсом, но на самом деле он так же стар, как и сам страх. В конце концов, что такое Царь Эдип, как не  ужасное признание того, что самое опасное — это наши собственные желания?

На протяжении веков различные страны и культуры создавали свои собственные детективные истории: вспомните американский нуар с его утомительными пейзажами, или жуткие преступления скандинавских серийных убийц. Я думаю, что самые откровенные современные детективные романы — японские. Они отражают страхи людей, культура которых предполагает полное владение собой.

Современный японский детектив

Современный японский детективный жанр начался с Эдогавы Ранпо, который родился в 1894 году. Хотя Ранпо писал до Второй мировой войны, он один из тех, кто создал темный, жестокий роман. В  гротескных, мрачных книгах Ранпо люди умирают в садомазохистских экспериментах или отравлены своими соседями. Он раскрывает самые неприглядные, уродливые стороны жизни страны — те, что лежат сразу за дверью безликого дома или офисного здания.

К концу 1960-х годов Япония снова стала сверхдержавой, нацией, которой можно восхищаться, но на этот раз достижения были технологическими и экономическими, а не милитаристскими. 

И все же в японской любви к детективной и криминальной литературе отражалась зависимость от западной культуры и кризиса идентичности. Жуткие излишества Ранпо исчезли, но люди не могли избавиться от смутного подозрения, что соседям нельзя доверять или что в каждом доме таится страшная тайна.

Авторы

Сегодня, наряду с Дзиро Акагавой, вероятно самым известным писателем в Японии, очень популярна Нацуо Кирино, чьи романы рассказывают о женщинах, работающих на унылых тяжелых работах в унылых серых пригородах; Кэйго Хигасино, который показывает реальную женщину, скрывающуюся за идеализированной домохозяйкой; и Миюки Миябэ, чьи детективы касаются  проблем среднего класса.  Сэйси Ёкомидзо, Сэйтё Мацумото, Сэйити Моримура — кроме нетривиальных сюжетов книги этих авторов привлекают ярким колоритом загадочной страны.

В романах современных японских писателей очень мало явного секса и еще меньше явной крови. Они могут показаться похожими на скандинавские. Однако в японских романах страх возникает не из-за внешнего  мира. Здесь ужас домашний, тихий и всегда знакомый.  Главный герой японского детективного романа не интересуется психологическим профилем убийцы; он заинтересован в том, чтобы раскрыть преступление. 

Для японцев страх — это то, что происходит, когда гражданин считает свои желания выше желаний общества. В большинстве скандинавских детективов нужен приезд иностранца, чтобы пробудить в гражданах худшие инстинкты; в японской художественной литературе извращение происходит само по себе, что тем более необъяснимо и страшно.

Япония долго жила в изоляции, без иностранного вмешательства. Может быть, именно поэтому японцы так сильно любят свой детективный жанр, и именно поэтому романы остаются такой яркой частью их культурной жизни.

А вспомнить историю нашей страны можно с героями детектива Ксении Комал «Я выбираю свет».

Будем благодарны за отзыв о романе.

Автор поста — Рита, администратор сайта www.kseniakomal.ru

Закладка Постоянная ссылка.

Один комментарий

  1. Ольга

    Благодаря вашей статье заинтересовали авторы, которые пишут с социальным уклоном. Четверых возьму в список чтения. Таки у японцев своеобразная мораль — вроде, во многом похожа, а когда ставится вопрос ребром, заходит речь о справедливости, преступлении и наказании, логика кажется необъяснимой… Спасибо за литературную наводку, буду изучать загадочный восток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.