Священник детектив, монахиня детектив, раввин детектив… Почему интересно читать клерикальные детективы?
Успех детективной истории на 25% приносит сюжет, на 25% – персонажи и на 50% – то, что автор знает лучше всего, что особенно верно для большинства клерикальных детективов. Эти произведения дают читателю шанс узнать, что на самом деле происходит за кулисами не только личной жизни, но и церкви, поднимая важные вопросы веры.
Они радуют фанатов сочетанием преступления и мистики, смерти и божественности. Почему священник, раввин или монахиня делают детектив таким неотразимым и увлекательным? Потому что эти персонажи различают порядок и хаос, добро и зло, правильное и неправильное. В отличие от полицейского детектива или частного сыщика, члены духовенства, сталкиваясь с темной стороной человечества, побеждают ее устойчивой верой в добро.
В конце концов, что такое детектив, кроме истории противостояния добра и зла, попытки восстановить справедливость, пролить свет во тьму? Это и есть служение, поэтому приглашение сил добра на место преступления имеет смысл.
Когда мы рассматриваем вопрос о священнослужителях и детективах, первая персона, которую вспоминает большинство из нас, – это отец Браун Г. К. Честертона. Для многих скромный католический священник, разгадывающий тайны благодаря наблюдению и интуиции, остается образцом духовного детектива, не имеющего себе равных.
Что именно религиозная идентичность детектива добавляет к истории? Если сделать священника преступником, можно добиться эффекта неожиданности и потрясти читательскую душу; если сделать священника сыщиком — можно заставить читателя задуматься о справедливости не только земной, но и высшей.
Не считая отца Брауна
Религиозные персонажи пользуются популярностью в детективном жанре. Некоторые из них::
Дядюшка Абнер появляется в 22 историях, написанных Мелвиллом Д. Постом, затем, после смерти Поста, о нем писал американский химик Джон Ф. Сутер.(1914-1996). Абнер не принадлежал к духовенству, но считал себя орудием Божьего правосудия. Он всегда носил Библию в кармане.
Первой наследницей отца Брауна в детективном жанре стала сестра Урсула, католическая монахиня. Писатель, придумавший сестру Урсулу, писал под псевдонимами Х.Х. Холмс и Энтони Баучер (Девятью Девять).
Гарри Кемельман, создал сыщика-раввина Дэвида Смолла. Первый роман о Дэвиде Смолле (Friday the Rabbi Slept Late), был опубликован в 1964 году и сразу же удостоился премии имени Эдгара По.
Брат Кадфаэль, средневековый монашеский аптекарь, созданный Эллис Питерс.
Сестра Фревисс, член средневековой английской религиозной общины, придуманная Маргарет Фрейзер.
Сестра Фидельма, кельтская монахиня седьмого века, автор Питер Тремейн.
Сестра Пелагия, автор Акунин Б.
Отметим, что никто из этих персонажей никогда не впадает в религиозную экзальтацию. Их орудиями всегда остаются несокрушимая логика и здравый смысл. В клерикальном детективе все события поддаются рациональному объяснению.
Впрочем, также, как и в романе Ксении Комал “Я выбираю свет” .
Автор поста – Рита, администратор сайта www.kseniakomal.ru
Дело вот в чем. Священнику полагается думать о спасении паствы и о других возвышенных материях. А он распутывает преступления. Вот этот контраст и привлекает читателей.