Коммунальная квартира. Наше вчера.
Мы всё дальше и дальше от того времени, когда вся жизнь проходила на глазах и под влиянием соседей. Именно об этом невольно думаешь, когда читаешь роман Джеймса Макбрайда «Дьякон Кинг-Конг» – его яркая, столь красиво раскрытая история неуловимо напоминает рассказы наших бабушек о жизни в коммунальных квартирах.
Южный Бруклин конца шестидесятых – это, конечно, совсем не советская послевоенная коммуналка, но в данном случае я имею в виду уютное и в то же время несколько клаустрофобное ощущение жизни в тесноте, когда чьё-то личное, интимное дело так или иначе является делом всех окружающих. И даже покушение на убийство, с которого начинается роман, происходит перед шестнадцатью свидетелями, многие из которых лично знают и жертву, и стрелка.
Из-за большого количества персонажей (чернокожие, итальянцы, пуэрториканцы, ирландцы), чьи судьбы связаны между собой нитями, о которых они знают, и нитями, о которых не подозревают, было сложно войти в историю. Многочисленные имена и прозвища ясности тоже не добавляли.
Но как только я разложила всех действующих лиц по группам, останавливаться уже не хотелось. О каждом персонаже рассказывалась какая-то причудливая история, которая не давая заскучать, и Макбрайд собрал из этих историй шикарный пазл, создав очень яркий, реалистичный мир.
Конечно, это не классический детектив, где читатель вычисляет преступника, но автор загадывает нам множество загадок: зачем безобидный пьянчуга Пиджак стрелял в молодого наркоторговца Димса, где спрятала церковные деньги Хетти, найдёт ли итальянский мафиози по прозвищу Слон бесценный клад, оставленный ему на хранение отцом… Кстати, моим любимым персонажем стал именно мафиози – безнадёжный романтик и преданный сын, в свободное время ухаживающий за клумбами в своём саду.
Отличная проза, остроумные диалоги, забавный сюжет и драматизм ситуации – в общем, рекомендую!
Но всё-таки думаю, что в коммуналке существовать невозможно.