Сказки Карела Чапека

Сказки Карела Чапека и детективный жанр

Сказки Карела Чапека
Сказки Карела Чапека

Карел Чапек – один из самых известных в мире чешских писателей, автор шести романов, шести пьес и многих томов рассказов, путевых, критических заметок и детских книг. Несколько раз номинированный на Нобелевскую премию, Чапек добился мгновенной славы в 1920-х годах, когда его пьеса «RUR: Россумские универсальные роботы» ввела слово «робот» в мировую культуру. В отличие от своих соотечественников — Франца Кафки, который очень мало писал на чешском языке, и Ярослава Гашека, известного в основном солдатом Швейком, плодовитый Чапек являл собой пример межвоенного культурного расцвета первой Чехословацкой республики.

В этой республике, которая просуществовала всего 20 лет, были приняты всеобщее избирательное право, земельная реформа и система социального обеспечения; страна имела сильную индустриальную базу, и искусство процветало. Как и их преемники после Бархатной революции 1988 года, многие чешские художники и интеллектуалы посвятили свое творчество этому правительству либерального гуманизма.

Наибольший успех был у антифашистского романа «Война с тритонами», трилогии, составленной из романов «Гордубал», «Метеор» и «Обычная жизнь» и сборника «Сказки из двух карманов» (1929).

«Сказки из двух карманов» – это 48 историй на 6–10 страницах, в основном посвященных преступлениям и их раскрытию. Но было бы ошибкой безусловно относить их к категории детективной беллетристики. Чапек разрушает правдоподобность историй, высмеивая самодовольную зависимость типичного литературного детектива от его способностей к дедукции и моральных ценностей. Чапек также дает понять, что абсолютная правда часто неуловима или не существует.

Из одного кармана

В «Сказках из одного кармана» загадки раскрываются очень маловероятными способами, а не логикой. В «Случае с доктором Мейзликом» молодой детектив задерживает вора, но, поскольку он не может понять, почему свернул на эту улицу и затем допросил человека — будь то инстинктом, дедукцией или случайностью — он не может использовать этот опыт в будущем. В «Поэте» детектив безрезультатно расспрашивает поэта, который был свидетелем несчастного случая. Затем обнаруживает, что образы в стихотворении, которое молодой человек написал об инциденте, отражают номерной знак автомобиля – и преступление раскрыто.

В «Падении дома Вотицкого» детектив помогает историку раскрыть старое преступление, предоставив единственный сценарий, который будет соответствовать всем фактам — только для того, чтобы выяснить, что историк все еще считает дело не раскрытым. Поскольку методы двух следователей различны, историк не может принять «правду» детектива. В другом рассказе важный секретный документ украден из кладовой полковника на кухне. Убежденный, что дело в шпионаже, полковник не может принять, что полиция ловит обычного вора.

Тема Чапека — поведение человека и справедливость, а не преступление. Будучи великим гуманистом, Карел Чапек также был известен тем, что пытался очеловечить детектива и приблизить его к читателю. Его герои — реалистично изображенные персонажи. Он не писатель, интересующийся «характером» в реалистическом смысле. Он пленен обстоятельствами и случайностями.

Из другого кармана

В более сложной второй половине книги «Сказки из другого кармана» Чапек пытался исследовать человечность. Больше не придерживаясь точки зрения полиции, эти истории рассказывают адвокат, священник, врач, дирижер, бывший осужденный, присяжный и другие.

Человек, который зарабатывает себе на жизнь, придумывая криминальные истории, помогающие репортерам продавать газеты, становится одержимым поиском доказательств законности вымышленного расследования. Старик, который не доверял людям, потому что считал, что лучший друг детства украл его коллекцию марок, спустя много десятилетий обнаруживает, что его отец положил марки на чердак; оплакивает и дружбу, и любовь. Человек, который признается в своей жестокости любому, кто будет слушать, не преследуя его, наконец, избавлен от страданий.

Чапек меньше интересуется схемой самой загадочной истории, чем тайнами человеческой души. Некоторые из рассказов действительно потрясающие, некоторые просто забавные, но все они интересные, хотя и краткие, размышления о нашем восприятии действительности. Сказки легки и свежи, часто забавны и добры.

Кстати, детектив “Избранник” Ксении Комал тоже забавен, добр и легко читается. Но, все же, это детектив. Не верите? – Читать:

Автор поста – Рита, редактор сайта www.kseniakomal.ru

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.