Тайна запертой комнаты

Тайна запертой комнаты – совершение невозможного преступления

тайна запертой комнаты
Тайна запертой комнаты

Существует много вариаций на тему тайны запертой комнаты, и в целом эта концепция вышла из моды. Ее заменили криминальная литература, скандинавский детектив и психологические триллеры. Но мода не вечна, в отличие от хорошей литературы.

Самый чистый вид детектива включает в себя преступление, раскрываемое наблюдением и дедукцией, а не удачей, совпадением или признанием. Высшая форма включает в себя объяснение невозможного преступления (исчезновение, которое заставило бы Гудини гордиться), убийцу, который не оставляет никаких видимых следов, или самого маловероятного злодея, которого можно себе представить.

Утром следующего дня случилась неприятность. С некоторой опаской зайдя в первый номер, чтобы уточнить, что дражайший клиент желает на завтрак, Даша обнаружила уже знакомую картину: мужчина лежал с выражением полнейшего спокойствия на лице, не шевелился и признаков жизни не подавал.

Детектив “Маскарад” Ксении Комал

Особенности тайны запертой комнаты

Этот  поджанр рассказывает о ситуации, когда, казалось бы, невозможно совершить преступление. Популярный пример — мертвое тело, найденное в комнате, запертой изнутри. Автор устраняет использование яда, потайных люков и совершение самоубийства. И даже после этого физические обстоятельства не позволяют интерпретировать убийство из-за очевидной невозможности  преступника войти или выйти из помещения незамеченным.

Эта концепция может быть расширена как “закрытое место”, где невозможность связана с состоянием места преступления. Например, земля покрыта новым снегом без каких-либо следов человека.

Убийство совершено за закрытыми дверями неизвестно кем. Часто создается впечатление, что преступник растворился в воздухе. Потребность в рациональном объяснении преступления – это то, что заставляет главного героя смотреть за пределы возможного.

Как и в большинстве детективных романов, в финале всегда есть неожиданный поворот. Большинство романов сосредотачивает  внимание на том, «кто это сделал», в то время как в тайне запертой комнаты необходимо ответить сразу на три вопроса – кто это сделал, как  это сделали и почему сделали это таким образом?

Произведения поджанра включают в себя ограниченное число подозреваемых. Часто в качестве таких подозреваемых описываются люди, собранные вместе без возможности  покинуть  место действия или быть спасенными. Но замкнутый круг не означает невозможное преступление. Одна из главных прелестей детектива с запертой комнатой – это решение, которое должно быть одновременно правдоподобным и настолько хорошо скрытым, чтобы читатель не догадался сам.

История тайны запертой комнаты

История запертой комнаты началась с библейской книги пророка Даниила. Люди поклонялись божеству, закрытому в комнате, и поглощающему оставленные для него приношения. Даниил доказал, что божество было ложным, открыв существование тайного входа в комнату.

Происхождение субжанра приписывают Эдгару Аллану По, который написал Убийства на улице Морг в 1841 году. Пожилая француженка была убита в запертой комнате на четвертом этаже. Решение — спойлер! – заключается в том, что убийство было совершено обезьяной, которая забралась в открытое окно с бритвой в лапе. Сегодня книгу с таким сюжетом  можно считать оружием убийства для автора этого произведения.

В 1891 г «Тайна Биг-Боу» И. Зангвилла получила широкую известность, а в 1907 г. Г. Леру опубликовал «Тайну жёлтой комнаты». В ту же эпоху Шерлок Холмс стал ведущим детективом в области тайн запертой комнаты, навсегда закрепив этот поджанр в сердцах читателей.

В золотой век детектива многие популярные авторы экспериментировали с тайнами запертой комнаты, в том числе Агата Кристи, Джон Диксон Карр, Г. К. Честертон, Буало-Нарсежак и другие.

Золотой век поджанра прошел, но в Японии, например, великий Содзи Симада фактически изобрел поджанр, основанный на тайне запертой комнаты –  хонкаку (современная версия — син-хонкаку), который по-прежнему чрезвычайно популярен.

Одно из самых очевидных удовольствий для читателя –  правильно решить загадку, прежде чем автор раскроет ответ. Писатели обычно дают подсказки, ключи к разгадке личности убийцы. Если читатели будут следовать за логикой автора, они смогут найти тщательно замаскированные компоненты, необходимые для определения того, кто, как и почему участвует в сюжете.

Обратите пристальное внимание на обман – здесь каждый становится подозреваемым. И обычно – преступником оказывается наименее вероятная фигура.

Джон Диксон Карр. Три гроба

Ни один автор не ассоциируется с жанром тайны запертой комнаты сильнее, чем Джон Диксон Карр. И самая известная его книга –  “Три гроба” (1935). Роман демонстрирует высшее мастерство писателя, с умело спланированным сюжетом и жуткой атмосферой с намеком на сверхъестественное. Он включает и знаменитую “лекцию о запертой комнате” доктора Фелла, в которой детектив объясняет возможные типы невозможных преступлений.

Доктор Фелл раскрывает тайну человека, который убивает профессора, развенчивающего древнее суеверие про людей, поднимающихся из своих гробов, а затем просто исчезает из запертой комнаты, не оставляя никаких следов. Персонажи, сюжет и легкий юмор несомненно заинтересуют вдумчивого читателя.

“Три гроба” – шестая книга в серии Карра про доктора Гидеона Фелла, но в отличие от многих современных серий, где отношения и развитие характера составляют большую часть повествования, эту серию можно читать не по порядку.

Современная версия. В романе Ксении Комал “Маскарад” можно найти все элементы поджанра: закрытую комнату, узкий круг подозреваемых  и невозможное преступление.

 Независимо от того, хотите ли вы погрузиться в классическую или современную историю, я надеюсь, что вам будет интересно раскрыть преступление вместе с персонажами.

Автор поста: Рита, редактор сайта www.kseniakomal.ru

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.