«Китайский квартал» 1974 года считается не только одним из самых захватывающих детективов всех времен, но и одним из лучших фильмов.
Америка создала два по-настоящему ценных, но противоположных по сути вида искусства: джаз и фильм-нуар. Джаз — это взрыв душевного выражения, воплощенный в импровизации. Нуар — идеально откалиброванная серия образов и сюжетов. Фильмы этого жанра отражают социальную и политическую напряженность второй мировой войны и послевоенного десятилетия.
«Китайский квартал» был последним великим фильмом нуар, снятым в классическом стиле. Роман Полански вычислил и усовершенствовал два основных сюжета, лежащих в основе всех фильмов этого жанра.Первый — все не так, как кажется с главным женским персонажем. Второй — за каждым большим состоянием стоит большое преступление. Полански довел эти два элемента до совершенства. Таинственная женщина, о которой идет речь, оказывается жертвой инцеста: ее сестра — это ее дочь. Плохой парень, Ной Кросс, которого играет Джон Хьюстон, для того, чтобы обладать безграничной властью, оставляет свой город без воды.
Сценарий
Оригинальный сценарий Роберта Тауна возвращается к истокам жанра нуар — голливудскому кино 30-40 годов, снятому по произведениям Дэшила Хэммета и Рэймонда Чандлера (в частности, «Мальтийский сокол» (1941) и «Большой сон» (1946). Эти фильмы представляли собой мастерское сочетание детектива, романтики и крутого боевика. Слоган фильма заменил плакат в стиле ар-деко. Детектив сидит спиной к зрителю, и дым его сигары рисует образ героини, обозначая жанр, настроение и символику фильма.
Сценарий частично основан на подлинном скандале начала 20-го века. Прототипом персонажа фильма стал реальный человек, генеральный менеджер Бюро водоснабжения Лос-Анджелеса, который организовал продажу прав на водопользование.
Действие фильма разворачивается в 1937 году в Лос-Анджелесе. Собирая свидетельства о разводе, Гиттс (Николсон) попадает в мир, полный коррупции, сексуальных преступлений и основанный на власти денег. Он встречается с богатым, безжалостным Ноем Кроссом (Джон Хьюстон) и его дочерью, прекрасной Эвелин Малурей (Фэй Данауэй), чей муж, глава Совета по водоснабжению и электроснабжению Лос-Анджелеса, умирает при загадочных обстоятельствах.
В сценарии Роберт Таун развивает две доминирующие сюжетные метафоры. Первая основывается на воде. В период засухи кто-то сливает воду из местных водохранилищ и манипулирует этим ценным ресурсом в своих интересах. Другая метафора — это Китайский квартал, непостижимое место, демонстрирующее тщетность благих намерений. Джейк когда -то работал в китайском квартале и в конце картины его возвращение туда становится актом трагической бессмысленности.
Фильм содержит многочисленные повороты сюжета, кулачные бои и акты насилия. Когда герой разгадывает сложные загадки, он легкомысленно и самоуверенно предлагает объяснения. Затем обнаруживает, что должен постоянно их пересматривать из-за появления новых доказательств. Его усилия отделить добро от зла в конечном итоге не увенчались успехом в метафорическом (а затем и реальном) мире китайского квартала. Название фильма, по словам Тауна, относится к «состоянию ума», а не к фактическому географическому месту.
Роман Полански. Китайский квартал
Этот потрясающий фильм получил много наград, в том числе одиннадцать номинаций на премию Оскар. Но только сценарий Роберта Тауна получил эту премию. Другие десять номинаций на премию Оскар: лучший фильм, лучший актер (Джек Николсон), лучшая актриса (Фэй Данауэй), лучший режиссер (Роман Полански), лучшая кинематография (Джон А. Алонзо), лучшая работа художника-постановщика / декорации, лучший звук, лучшая музыка (Джерри Голдсмит), лучший монтаж фильма и лучший дизайн костюма.
Сценарий Роберта Тауна настолько близок к совершенству, насколько это возможно. И сегодня он используется для обучения структуре построения сюжета, символики и многому другому.
Авторы фильма используют ар-деко и сепию в старом формате экрана 1:33, что говорит о давно минувшей эпохе прошлого — пожелтевших фотографиях. Но фильм сохранил свою свежесть, жизненную силу и неподвластность времени.
Китайский квартал наиболее известен своим душераздирающим финалом. В то время как депрессивные концовки сейчас широко используются, «Китайский квартал» появился в то время, когда детективные фильмы обычно заканчивались счастливо.
Еще одна жанровая традиция — иметь коррумпированного политика или делового магната в центре заговора. Но ни один из них не был так мерзок, как Ной Кросс. Мало того, что он убил некоторых бизнес-конкурентов, чтобы монополизировать водоснабжение Лос-Анджелеса, но он также стал отцом своей внучки после кровосмесительных отношений с дочерью.
Один из самых запоминающихся элементов Китайского квартала — саундтрек. Призрачное, меланхоличное соло на трубе обеспечивает атмосферный музыкальный фон.
В отличие от многих мрачных старых детективных фильмов, действие «Китайского квартала» проходит на солнечных улицах Лос-Анджелеса. Хотя это может показаться немного обыденным по сегодняшним меркам, тогда это было колоссальное новшество.
«Китайский квартал» напоминает, что благие намерения не только ни к чему вас не приведут, но часто могут и ухудшить ситуацию.
Или все-таки благие намерения могут кардинально и позитивно изменить ситуацию? Ответ на этот вопрос — в романе Ксении Комал «По закону совести»
Автор поста: Рита, редактор сайта www/kseniakomal.ru