«Убийство Роджера Экройда» Агаты Кристи: роман, опубликованный в 1926 году, по праву считается классикой и одним из величайших достижений писательницы. Любопытно, что один из самых успешных криминальных романов, когда-либо написанных, появился случайно. Идею Кристи почти одновременно подали два человека независимо друг от друга. Ее зять и поклонник творчества (об этом королева детектива упоминала в своей автобиографии).
Роджер Экройд слишком много знал
Если вы ранее не сталкивались с этой историей, пропустите чтение оставшейся части обзора и приступите к оригиналу. А затем вернитесь сюда и поделитесь впечатлениями.
Кстати, ваши впечатления о романах Ксении Комал также очень интересны и важны для автора. Не забудьте прочитать книгу и оставить отзыв!
Убийство Роджера Экройда. Краткое содержание
Итак, вкратце напомню сюжет: у Роджера Экройда, богатого промышленника, роман с не менее богатой вдовой. Она неожиданно умирает от передозировки, предположительно совершив самоубийство. Экройд сообщает доктору Шеппарду информацию, которую она доверила Экройду: она убила своего мужа и стала жертвой шантажа. Во время этого разговора в кабинет доставляют письмо. Экройд просит доктора уйти, чтобы прочитать письмо.
Когда Шеппард возвращается домой, ему сообщают что Экройд мертв и доктор мчится обратно. Он обнаруживает Роджера в его кабинете, заколотого изогнутым ножом из его же коллекции. К счастью, один из друзей Экройда и новый житель тихой деревни — никто иной, как месье Эркюль Пуаро.
Пуаро соглашается на просьбу племянницы Экройда найти убийцу ее дяди … Еще раз Кристи играет с темами справедливости и добра и зла. Пуаро ставит под сомнение нравственность людей, связанных с Роджером Экройдом (его семьи, друзей и коллег). Благодаря своим маленьким серым клеточкам детектив способен найти правду во все более запутанной паутине лжи…
Пуаро Агаты Кристи
Убийство Роджера Экройда возвращает Пуаро в относительную безвестность. Это напоминает об обстоятельствах его первого появления в «Загадочном происшествии в Стайлзе», когда он был аутсайдером. Чтобы проиллюстрировать этот факт, Кристи предлагает местным жителям порассуждать о новом соседе. Рассказчик, Шеппард, подозревает, что Пуаро, должно быть, парикмахер. К этой мысли он возвращается в нескольких моментах повествования.
Трудно представить себе важного Пуаро, решающего вопрос о выходе на пенсию. Не говоря уже о жизни в английской сельской местности и выращивании кабачков. На мой взгляд, эта история имела бы гораздо больше смысла, если бы Кристи поместила ее между первым и вторым делами Пуаро. Это было бы естественной эволюцией для этого персонажа.
Однако, если проигнорировать преемственность, этот роман дает истории Пуаро глубину. Пуаро поддерживает мнение о своей некомпетентности, а затем, неохотно втягиваясь в дело, обнаруживает, что должен раскрыть его только для того, чтобы доказать себе, что не может стать пенсионером. Это не только эволюция персонажа, но и возможность перезапуска. А, возможно, и ожидания, что смена издателя приведет к появлению новой аудитории).
Отсутствие Гастингса усиливает этот эффект и отличает этот роман от других из серии про сыщика . Обычно Пуаро давал мастер класс коллеге-энтузиасту. Шеппард неохотно участвует в расследовании и несколько раз упоминает, что сомневается в способностях детектива.
Хотя доктор и предоставляет Пуаро информацию, особенно в отношении событий в ночь убийства, помощи от него не много. Как деревенский врач, Шеппард может свободно общаться с другими персонажами и записывать их действия, в то время как странные вопросы сыщика кажутся ему еще более эксцентричными без предварительных знаний о методах расследования Пуаро.
По сравнению с Гастингсом Шеппарду не хватает индивидуальности. Гастингс часто действует бездумно, неуклюже пробираясь сквозь расследование, но он живой и деятельный. Напротив, консервативная и осознанная личность Шеппарда чувствует себя довольно скованно. Хотя его рассказ содержит несколько забавно резких замечаний.
Зачем читать?
Первое, что захватывает — это то, как Кристи предлагает нам историю преступления, но почти сразу же дает четкое решение с помощью описания личности убийцы, мотивов. Идея о том, что одно преступление порождает другое (прямо или косвенно) характерна для творчества писательницы. Мне нравится, что она оставляет читателя с дразнящей мыслью, что у Экройда было письмо с именем вероятного убийцы. И думаю, что каждый читатель, сталкивающийся с романом в первый раз, испытал разочарование, когда Шеппард удалился до того, как имя было прочитано.
Хотя список подозреваемых — не самая яркая коллекция личностей, большинство из них четко описаны, и среди них есть несколько перспективных характеров. У каждого есть секреты, и Кристи сохраняет стабильный темп откровений, и на каждом этапе становится все труднее предположить, кто мог совершить преступление.
Один из моих любимых персонажей — вовсе не подозреваемый, а старшая сестра Шеппарда, сплетница Кэролайн. Раздражение доктора вызывает ситуация, что, как бы быстро он не вернулся домой, его уже ждут новости. Доктор любит сестру, но часто жалуется на нее в своем повествовании. Но со временем она становится бесценной для следствия
Особенности романа
Хотя «Убийство Роджера Экройда» считается классическим произведением, есть несколько особенностей. Первое — считается, что писательница обманывает читателя.
На мой взгляд, окончание, которое дает нам Кристи, абсолютно справедливо и правильно подмечено. Мало того, что каждый аспект расследования упоминается ранее в тексте, решение, которое дает Пуаро — единственно логичное в контексте имеющейся у нас информации.
Это не значит, что читатель должен догадаться об этом. Решение умное, потому что Кристи понимает своих читателей и предсказывает, как они, скорее всего, отреагируют и интерпретируют эти подсказки. Это хитро и креативно, но это не обман и финал стал триумфом.Хотя в некотором смысле Кристи нарушила правила, она дала читателю справедливый вариант развития событий, потому что Шеппард (как рассказчик) никогда не лжет. Он просто не рассказывает всей правды.
«Убийство Роджера Экройда» — один из тех романов, который на самом деле соответствовал нашим подростковым воспоминаниям и его репутации. Это не самый творческий сюжет Кристи, хотя он, безусловно, очень умный, и в нем нет ярких персонажей, но в нем есть одно из ее лучших решений.
Убийство Роджера Экройда Агатой Кристи
Я думаю, что это одна из лучших работ Кристи. И что особенно интересно, это было в начале ее карьеры. Гениальность «Убийства Роджера Экройда» состоит в условности. В соответствии с тем, что мы ожидаем от детектива, автор дает все необходимое, и мы удивляемся, как пропустили подсказки. Действие происходит не в экзотической обстановке или с дикими, сумасшедшими или ползучими персонажами, а в обычной деревне. Помимо гениального окончания, это делает историю привлекательной в течение века с момента публикации.
К сожалению, об этом романе часто говорят и разбирают его особенности. Это, безусловно, книга, которую следует читать, а не слушать поклонников и критиков. Тогда она шокирует читателя истинной природой убийцы. За некоторыми исключениями, большинство убийц Кристи — злодеи. То, что похоже на очарование, оказывается безудержным эго; то, что кажется заботой о других, — отчаянной заботой о себе.
Это Кристи, которая интересна для перечитывания! Совсем недавно, в 2013 году, ассоциация писателей-криминалистов признала этот роман лучшим детективным романом, когда-либо написанным .
На протяжении всего романа степень доверия к разным персонажам постоянно менялась. Как вы думаете, что Кристи говорит о доверии и где грань между наивностью и цинизмом?
В деле об убийстве Роджера Экройда Кристи преступление рассматривается скорее как вопрос обстоятельств, а не как врожденное зло. Вы согласны со мной?
Я не буду давать никаких спойлеров о конце, но вы предпочитаете детективные истории с восстановлением справедливости и порядка, или с ноткой двусмысленности?
Автор поста: Рита, редактор сайта www.kseniakomal.ru