Жорж Сименон и комиссар Мегрэ

Жорж Сименон и комиссар Мегрэ
Жорж Сименон и комиссар Мегрэ

Жорж Сименон и комиссар Мегрэ: похож ли персонаж на своего создателя?

Какой автор продал больше книг, чем Джоан Роулинг или Стивен Кинг? Ответ может удивить. Бельгийский писатель Жорж Сименон, который умер в 1989 году, продал почти 700 миллионов книг — больше, чем любой другой неанглоязычный писатель.

Сколько произведений написал Сименон? Точного количества не знает никто. Он и сам не знал, да и не мог вспомнить все. Во времена его бельгийской юности у него было много псевдонимов. Еще больше усложняет ситуацию тот факт, что многие из его книг издавались сериями и по объему варьируются между длинными рассказами и короткими новеллами. Во всяком случае, ясно, что он создал немыслимое количество романов и рассказов: более четырехсот, если верить его английскому издателю, Penguin.

Первый роман Сименона, «Роман Машинистки», вышел в 1924 году. В течение следующих нескольких лет под разными псевдонимами он написал примерно 150 новелл, от практически порно до триллеров и вестернов. Это был сознательный проект для осваивания ремесла и заработка денег.

Комиссар Жоржа Сименона

Первые романы Мегрэ  написаны в порыве творческой энергии в 1930 году. В романе 1934 года инспектор вышел на пенсию и вернулся на родину, но потом снова начал расследовать преступления, чтобы выручить племянника из беды.

В какой-то момент Сименону наскучил инспектор, и он переключился на другую литературу. Произведениям этого периода не хватает успокаивающего момента, когда хороший парень преследует плохого парня, а плохой парень получает по заслугам. И продавались они не так хорошо, как Мегрэ, а жизнь Сименона стоила дорого. В 1940 году он вернулся к любимому читателями герою, изменяя его среду обитания – переезд в Соединенные Штаты в 1945 году, во Францию в 1955 году, в Швейцарию в 1957 году – до 1972 года.

Книги этого периода более расслаблены и экспансивны. Часто даже место действия становится солнечным. Но, несмотря на общее очарование, неудавшиеся отношения присутствуют в каждой книге: разбитые браки, разбитые семьи, разбитые любовные истории. Во всех его книгах человеческие отношения связаны с неудачей и болью.

Почему детективы Сименона актуальны

У большинства плодовитых писателей есть произведения, которые выглядят как горные хребты: вершины и долины. Шедевры выделяются как залитые солнцем вершины, а затененные бездны скрывают халтуру. Книги Мегрэ совсем не такие. Они похожи по качеству — ни особых взлетов, ни особых падений.

Качество романов Мегрэ во многом обусловлено способностью передать основную физическую реальность: тепло, холод, голод, сытость, свет и темноту. Это огромная сила Сименона, он всегда точен и мастерски пробуждает воспоминания.

Порт туманов (1932)

Все началось с ощущения праздника. Когда Мегрэ сошел с поезда, половина железнодорожного вокзала в Антибе была залита таким ярким светом, что люди, приходившие и уходившие, превратились в тени. Тени в соломенных шляпах и белых брюках, с теннисными ракетками в руках. В воздухе стоял гул. Вдоль набережной росли пальмы и кактусы, а за уличными фонарями виднелась полоска синего моря.

Бар Либерти (1932)

Мадам Мегрэ сидела в теплой тени и лущила горох, а синий фартук и зеленые стручки горошка создавали яркие цветные пятна. Ее руки не оставались неподвижными, хотя было уже два часа пополудни самого жаркого дня знойного августа.

Мегрэ сердится (1947)

Было только девять утра, и уже было жарко. Мегрэ, снявший пиджак, лениво перебирал почту и время от времени поглядывал в окно. Листва деревьев на набережной Орфевр не дрожала, а Сена была ровной и гладкой, как шелк.

Семейная жизнь главного героя также очень привлекательна. Мадам Мегрэ-источник этого: она затягивает читателя в повседневную реальность, уравновешивая психологическую мрачность расследований Мегрэ и черный взгляд на человечество, воплощенный в его открытиях, с комфортом и рутиной устоявшейся домашней жизни. Большая часть этого, а может быть, и главная часть-замечательная домашняя кухня мадам Мегрэ.

Инспектор Мегрэ не столько раскрывает убийство, сколько раскрывает причастных людей. Как только он понимает мотивы и побуждения подозреваемых, разгадка преступления становится ясна.

Это не бездумный моральный релятивизм, а осознание того, что обычная мораль в сочетании с системой правосудия является слишком тупым инструментом.

Универсальные несчастья

Изобретая Мегрэ, Сименон изобрел новый тип следователя и, следовательно, новый тип детективной истории. У Мегрэ нет увеличительного стекла, но у него нет и пистолета, или, если он есть, он вынимает его только в исключительных случаях и в начале своей карьеры. Его метод тоже принципиально новый. Мегрэ позволяет произвести впечатление на себя. Он проникает в сознание мягко, сливается с окружающей средой, стремится понять преступников, чтобы лучше их запутать.

В романах Мегрэ преступник обычно встречается с правосудием, но судебный процесс часто обходится стороной. Наказание неотвратимо и без суда, например, злодей убивает себя. Другая частая тема — виновные наказываются через последствия их действий. Я не думаю, что есть хоть один роман Мегрэ, в котором он не выяснил бы личность убийцы. Однако примерно в половине из них преступник остается безнаказанным в рамках любого судебного процесса.  В любом романе Мегрэ мы знаем злодея. Тот читатель, который берет детектив, чтобы понять, кто совершил преступление, ничего не найдет в книгах Сименона.

Но когда убийца пойман, Мегрэ, похоже, не получает никакого удовольствия. Его не интересуют последствия раскрытия преступления. Мы не знаем, что случилось с преступником после судебного разбирательства.

Мегрэ – это Сименон?

Между автором и персонажем есть внешнее сходство: оба довольно высокие и крепкие. У них решительные, но в то же время мирные и спокойные лица. Трубки в зубах. Оба также демонстрируют схожие вкусы: страсть к несложной хорошей еде и хорошим напиткам.

Но объединяет Сименона и Мегрэ одинаковый взгляд на мир: с одной стороны, человечность (умение жалеть даже самого худшего преступника, уважая, никогда не оскорбляя), а с другой – нежелание судить (не судите, да не судимы будете).

Сименон:

«Я действительно дал ему основополагающее правило моей жизни: понимать и не судить, потому что есть только жертвы, а не виновные».

И еще одно правило, которое автор дал Мегрэ: никогда не следует унижать человека.

Автор движим необходимостью поиска момента максимальной боли персонажа. Мегрэ — инструмент: он ищет рану, изучает ее и (часто) давит на нее. И тогда как правило, история заканчивается. Сюжет-это всего лишь путь к боли.

Этот процесс отождествляет Мегрэ и его создателя, писателя Сименона.

Мегрэ  чувствует себя комфортно везде, в любой обстановке. Эта социальная мобильность создает у читателя впечатление, что наш мир основывается прежде всего на лицемерии. Так, Мегре обнаруживает, что несчастье, семейные тайны, стремление к убийству безотзывные ревности одинаковы для всех. По мнению Сименона, люди не являются изначально плохими – по сути, они вообще ничем не являются. И все же мы все время делаем плохие вещи. И, по большей части, мы делаем плохо тем, кто ближе. Это какая-то загадка.

Если Вам, как и Сименону, не близка идея о сверхъестественной силе человеческого зла, читайте детективные романы Ксении Комал, в которых всегда торжествует справедливость.

Автор поста: Рита, редактор сайта

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.